Juliiii обязательно! Как только разгребусь на работе выложу в блоге отчет о поездке. Кстати, когда готовилась к ней, перерыла все отчеты на турправде, ваш тоже читала. Спасибо всем кто не ленится писать отчеты, они потом очень помогают!
Полина, какая же вы молодец! СТолько всего увидели! но самое главное как вы умеете поделится увиденным с нами! Действительно, будто рядом с вами прогуливаемся по улочкам, паркам, музеям Барсы
Juliiii, спасибо большое! Рада, что получается читабельно )) А ваш поезд с путешествиями не связан? 1ean, техника Сони Альфа 200 - старый проверенный боевой друг )) По поводу ваших слов - я рада, что получается впихнуть в слова и фотографии собственные эмоции, а главное - передать их. Спасибо! Marina_T, с возвращением! С удовольствием почитаю о вашем Стамбуле. Это город, к которому я тоже хочу созреть. Может ваш рассказ и будет тем волшебным пинком? )) И мерси за комплеман по поводу моего творчества ))
День 5. Монастырь Монсеррат. Черная Дева. Путь Молитв. Хор Ангелов. Полёты во сне и наяву. Площадь Испании и Волшебный фонтан.
Всю техническую информацию по организации поездки в Монастырь Монсеррат черпала тут http://www.mishanita.ru/2012/08/05/16517/ Изложено подробнейше - со ссылками, картинками и расписанием движения всевозможных транспортных средств, огромное спасибо авторам! А для информации из первых уст, сайт самого Монастыря http://www.montserratvisita.com/
Для поездки в Монсеррат я воспользовалась вариантом электричка + кремальера (Cremallera de Montserrat), зубчатая железная дорога. Комплексный билет купила в автомате на станции Plaça Espanya Барселоны. Цена 10,50 евро.
На платформе ищем линию R5 Barcelona – Manresa. Едем до станции Monistrol de Montserrat. Выходим и пересаживаемся в вагон кремальеры (расписание движения кремальеры подогнано под расписание движения электричек из Барселоны). Едем до остановки Montserrat. Всё – мы на месте!
Так выглядит вагон кремальеры
А так выглядел живописный пейзаж за окном кремальеры, во время подъема в Монастырь...
Пока я напрягала память, вспоминая, где так успела нагрешить, что на мой визит пришлась столь резкая смена погоды, которая точно не даст насладиться видами вокруг, мы поднялись к Монастырю. И, о чудо! - показалось солнышко ))
Правда, виды вокруг ограничивались густыми шапками облаков, но маємо те, що маємо ))
Немного истории. Гора Монсеррат - это скалистый массив, считающийся самым значимым в Каталонии. Название горы Монсеррат происходит от каталонских слов mont («гора») и serrat («разрезанный», «распиленный»). По одной из легенд, гору изрезали своими золотыми пилами скучающие ангелы.
История самого монастыря Монсеррат(Monasterio de Montserrat) началась в Средневековье. Официально датой его основания считается 1025 год, а основателем - аббат Олива. Скит Девы Марии, ставший основой нового монастыря, стал самым важным из всех религиозных центров на горе Монсеррат благодаря хранившемуся в нем чудотворному образу Чёрной Девы Монсерратской, по легенде обнаруженному в горной пещере еще в 880 году.
Как гласит легенда, мальчики-пастухи наблюдали в горах яркий свет, сопровождаемый божественной мелодией. Услышав об этом чуде, сам епископ решил отправиться в Монсеррат. Тогда-то и была обнаружена пещера с образом Девы Марии. Епископ предложил перенести чудотворную статую в Манресу, но едва ее попытались сдвинуть с места, как она настолько отяжелела, что поднять ее стало совершенно невозможно. Епископ истолковал это как желание Богоматери остаться на прежнем месте и приказал построить часовню Девы Марии, ставшую началом нынешнего монастыря.
Но эта легендарная статуя через некоторое время исчезла - также таинственно, как и появилась. Нынешняя деревянная романская статуя Черной Девы, выставленная в Базилике, датируется концом XII века. С 1947 года статуя Черной Девы находится в небольшом верхнем помещении монастырской базилики. Здесь каждый желающий может поклониться святой, прикоснувшись к ее правой руке и попросить о самом-самом сокровенном.
В настоящее время в монастыре Монсеррат живет около 80 монахов-бенедиктинцев. Жизнь монахов подчинена Уставу святого Бенедикта, девизом которого является фраза «Молись и трудись».
Но я заболталась )) Итак, выйдя из кремальеры мы попадаем на Площадь Креста (Plaça de la Creu), расположенной снаружи стен аббатства, и названой так в честь креста, который установлен в ее левой части, автор Жузепа Марии Субиракса (Josep M. Subirachs). На кресте выгравировано, на разных языках, значение имени архангела Михаила «Кто как Бог?» (в значении «никто не равен Богу»).
Дальше расположилась Площадь Аббата Оливы (Plaça Abat Oliba). Главной достопримечательностью площади является расположенный несколько в глубине памятник основателю монастыря Монсеррат - аббату Оливе, работы каталонского скульптора Мануэля Кузакса (Manuel Cusachs).
Через портал, расположенный напротив памятника аббату, поднимаемся вверх. Эта дорога носит название «Подъем Богоматери» (Pujada de Nostra Senyora)
В нише левой стены можно заметить скульптуру святого Георгия, выполненную Жузепом Субираксом в 1986 году. Субиракс изобразил покровителя Каталонии в образе рыцаря со щитом и мечом. Путеводители утверждают, что рыцарь смотрит на вас, с какого бы угла вы к нему ни подошли. Хотя мне показалось, что смотрит рыцарь скорее внутрь себя…
Выходим на главную площадью монастыря - Площадь Девы Марии (Plaça Santa Maria), которая была спроектирована в 1929 году Жузепом Пуч-и-Кадафалком (Josep Puig i Cadafalch).
Серия скульптур в нишах арочной галереи, ограждающей площадь Девы Марии с правой стороны, посвящена святым – основателям различных религиозных институтов, которые на протяжении истории были связаны с Монсеррат.
Налюбовавшись видами, идём прямо и, задрав голову, изучаем главный фасад монастыря, который сооружен по проекту каталонского архитектора Франсеска Фольгера-и-Грасси (Francesc Folguera i Grassi), помогавшего Антонио Гауди при строительстве храма Саграда-Фамилия.
Через арки вестибюля попадаем во внутренний двор базилики, именуемый также клуатром Аббата Аржерика (claustre de l'abat Argerich). Он представляет собой открытое пространство без крыши. С трех сторон двор окружен арочной галереей со скульптурами и узорами в технике сграффито, а с четвертой стороны его замыкает фасад базилики.
Устилающая внутренний двор мостовая из белого и черного мрамора была создана в 1952 году художником Бенито Мартинеса по образцу спроектированной Микеланджело площади Капитолия в Риме. Центральную часть мостовой украшают изображения морских животных, обведенные круговой латинской надписью на тему крещения.
Путеводители настойчиво рекомендуют встать с закрытыми глазами и воздетыми к небу руками в этот «круг силы», поскольку сюда нисходит положительная энергия. Ага, становилась, возводила )) Но, честно говоря, вся территория Монастыря – это один большой круг силы. Тут просто потрясающая энергетика! То самое «намоленное место», где точно понимаешь, что энергия материальна и её, кажется, можно не только прочувствовать, но и потрогать руками…
Поскольку доступ к Чёрной Мадонне Монсеррат лимитирован (с 8:00 до 10:30 и с 12:00 до 18:30), то иду сначала туда. Вход к Деве не через центральный вход в церковь, а сбоку от него - в правую дверь.
Вспомнилась народная мудрость «Кто рано встаёт…» )) Очередей, которыми пугали путеводители, я не наблюдаю. Одинокие паломники. Пусто. Тихо. Спокойно. Иду медленно, рассматриваю, фотографированием никого не задерживаю и не раздражаю.
Монсерратская Мадонна. За тёмный цвет лика прозвана «Чернушкой» или «Смуглянкой» (La Moreneta). Эта деревянная романская скульптура изображает Богоматерь с младенцем Иисусом, сидящим у нее на коленях. В правой руке Мадонна держит сферу, которая символизирует верховную власть над Вселенной, а жестом левой руки по-матерински защищает младенца Иисуса.
Дошла. Задумалась. Одно дело, туристические аттракционы, где «потри – загадай - сбудется», другое дело, места в которых понимаешь – а ведь услышат и исполнят… О чём просить? Жива, здорова, семья, крестники, друзья – всё в наличии, тут впору благодарить… Но, видимо, не зря я попала в Монастырь, когда для каждого украинца (пардон, «бандеровца»), вопрос мира и благополучия собственной страны стал одним из самых главных в жизни… Загадываю. Верю, нет, просто знаю – всё у нас будет хорошо! Место тут такое… Где тебя точно слышат…
И вид на Базилику от престола Богоматери
Выходим. По правую руку видим круглое помещение, именуемое заалтарной капеллой (El Cambril). Она создавалась в 1876–1887 гг. под руководством архитектора Франсеска де Паула дель Вильяр-и-Лосано (Francesc de Paula del Villar i Lozano), которому помогал юный Антони Гауди - именно Гауди разработал основную часть декоративных элементов. Эклектичный стиль капеллы считается предтечей каталонского модернизма.
Дальше оказываемся в пространстве, который называют Путь Аве Марии (Camí de l'Ave Maria). Это наружное пространство базилики, ограниченное с одной стороны стеной храма, а с другой — скальной породой.
Возвращаюсь в Базилику через центральный вход. Вокруг главного нефа и внутри боковых капелл множество красивых ламп, принесенных в дар храму целыми посёлками и районами, а также различными объединениями и ассоциациями. Эти вотивные светильники зачастую обладают значительной художественной ценностью и являются яркими примерами каталонского ювелирного искусства.
И ещё один взгляд на Базилику, уже от выхода
Выхожу за пределы стен аббатства и гуляю по территории Монастыря
Длинный проспект (Passeig de l´Escolania) выводит к Mirador dels Apòstols (Смотровая площадка Апостолов). Кстати, проспект ещё знаменит своим традиционным рынком, на котором производители из окрестных деревень продают сыр, мёд, хлебцы с инжиром, вино, копчености и прочие вкусности. Продавцы, мгновенно вычисляя национальность турЫста, переходят на его язык, всё дают пробовать и активно зазывают что-нибудь купить )) Подтверждаю - мёд вкуснейший (купила домой), а творожная запеканка, при всей моей нелюбви к козье-овечьим молочным продуктам, была слопана в рекордные сроки (даже до фотосессии не дожила)))
Виды со смотровой площадки
Немного технической информации. На горе Монсеррат работают два фуникулера: Funicular de Sant Joan и Funicular de Santa Cova. Фуникулёр Santa Cova поможет вам добраться к Святой Пещере(часть пути всё равно придется идти пешком), где была в своё время обнаружена чудотворная статуя Черной Девы Монсерратской. Цена: в одну сторону 2,20 евро; туда-обратно 3,50 евро.
ФуникулерSant Joan соединяет центральную часть монастыря Монсеррат со скитом Святого Иоанна. Фуникулер двигается практически вдоль отвесной скалы, его трасса обладает самым крутым уклоном из всех фуникулеров Испании (максимальный градиент составляет 65%). Цена: в одну сторону 5,85 евро; туда-обратно 9,00 евро. Можно купить комбинированный билет на два фуникулера за 10 евро (что я и сделала).
Вот так впечатляющее выглядит фуникулер Sant Joan от нижней станции на территории монастыря
Среди классических пеших маршрутов по Монсеррату одним из самых интересных является Путь молитв (RosariMonumental de Montserrat), ведущий к Святой пещере(Capella de la Santa Cova). Наиболее удачный вариант знакомства с этим маршрутом - спуститься к Святой Пещере пешком, а обратно, чтобы не идти в горку, воспользоваться фуникулёром Santa Cova.
Первую половину дорога идет довольно резко под уклон. Тропа несложная, ровная, широкая и огороженная. Эта дорога строилась в 1691–1704 гг. Строительство было сопряжено с невероятными финансовыми затратами и трудностями, связанными с большим перепадом высот, поэтому в народе эту дорогу ещё называют «серебряной»
Путь молитв, или Путь Розария. Розарием называют молитву, во время которой верующие размышляют о таинствах, соответствующих определённым евангельским событиям. Выделяют три вида таинств: радостные, славные и скорбные. Что касается монсерратского Розария, то он представляет собой ряд религиозных скульптур, расположенных вдоль пути, ведущего от монастыря Монсеррат к Часовне Святой Пещеры.
Первое радостное таинство - Благовещение Пресвятой Богородицы
Второе радостное таинство - Встреча Марии и Елизаветы
Третье радостное таинство - Рождение Иисуса Христа
Элемент обрешётки
Четвертое радостное таинство - Сретение Господне
Пятое, и последнее, радостное таинство - Обретение Отрока Иисуса в Иерусалимском храме
Второе скорбное таинство - Бичевание Иисуса Христа
Третье скорбное таинство - Увенчание терниями
Четвертое скорбное таинство - Крестный путь Христа
Элемент обрешетки
Отсюда уже хорошо видна следующая композиция Пути молитв - огромное распятие на краю скалы. Это пятое, и последнее, скорбное таинство - Распятие Христово
Вслед за пятью радостными и пятью скорбными мистериями наступает черёд пяти славных таинств, завершающих цикл Пути молитв. Первое славное таинство - Воскресение Христа.
Проект композиции первоначально разработал Антони Гауди, однако во время работы над произведением возникли финансовые трудности, а также разногласия с аббатом по поводу того, где должна разместиться фигура воскресшего Христа. Из-за всех этих неурядиц Гауди отстранился от участия в проекте, и работы заканчивали без него. Уже в наше время, после проведения реставрационных работ, которые включали перемещение фигуры воскресшего Христа в соответствии с проектом Гауди; восстановление смотровой площадки и скамьи – композиция обрела, задуманное Гауди значение.
Второе славное таинство - Вознесение Христа
Третье славное таинство - Сошествие Святого Духа на Апостолов
Часовня Святой Пещеры(La Capella de la Santa Cova). Эта живописная постройка стоит почти на самом обрыве, будучи буквально прилеплена на край скалы. Такое необычное вертикальное положение часовни на склоне горы создает впечатление, будто постройка подвешена в воздухе. Внимательно изучите график работы Часовни, в «не сезон» она открыта с 11:30 до 16:15.
В отличие от Черной Мадонны в Базилике, здесь статую не держат под стеклом. Вы можете беспрепятственно прикоснуться к ней и помолиться.
В алтарной части часовни также можно увидеть довольно необычную, практически подвешенную в воздухе, бронзовую скульптуру распятого Христа
Небольшой внутренний дворик с колодцем в центре и подглядывающими за тобой, через отверстие в крыше, огромными валунами
Здесь легко и безмятежно. Спокойно и радостно. Здесь есть только ты один, сидящий в Часовенке на краю Земли и говорящий с Ним. Поразительное место!
Возвращаюсь тем же путём до станции фуникулера, который за 3 минуты доставляет меня в Монастырь.
Сравните форум "Отпуска" двухлетней давности (бесконечные споры, дрязги) и сегодня (фотоотчеты, атмосфера)! Благодаря таким туристов, как Полина Сумы и другим, мир становится добрее! "Возьмемся за руки, Друзья"! - написал я несколько лет на форуме. Сегодня это особенно важно! СПАСИБО!!!
Полиночка!... Только смогла, наконец, переключиться психологически и зайти снова на "отпуск" - а тут такое ЧТИВО (две ветки Ильи Межула тоже радуют) и настоящий "бальзам для души"!...Спасибо огромное... И отдельный респект за фото..)) Я тоже люблю очень Барселону и смакую ее уже 15 лет... Но все равно в Вашем повествовании - столько новой и свежей мысли и Души!.. Спасибо!.. По иронии судьбы, я скоро тоже надеюсь оказаться снова в Барселоне.. на 10 дней... (и даже без туристов!)).. Попробую кое-что увидеть и Вашими глазами..)) Творите дальше,пожалуйста, не останавливайтесь! Это - ДАР!
Спасибо, Полина, за прекрасный отчет и фото.
Я не сомневалась, что Вы поедите на Монсеррат. Все гадала, когда, в какой день это случится.
А сегодня, прихожу на работу, открываю рассказ, а тут такая красота!!!! Дождалась!
Отдельное спасибо за ссылки!
Обязательно ими воспользуемся, т.к. поездка на Монсеррат входит в нашу обязательную программу!
Полина, хочу сказать Вам большущее СПАСИБО за такие рассказы. Вот честно, перечитываю с первой страницы уже третий раз. Я просто не могу не восхищаться Вашим умением показывать и рассказывать. Безумно интересно! Еще раз СПАСИБО!
Signora_L, спасибо! Про музеи я планирую ещё рассказывать, поэтому надеюсь, что смогу вас порадовать.
ilya67, спасибо за ваше внимание к моему повествованию! Готова продолжать делать мир добрее и браться за руки ))
IrinaVeret, спасибо за ваши тёплые слова! Рада, что смогла добавить что-то от себя к многоликому туристическому портрету Барселоны. Творить надеюсь продолжить ))
Lillu, очень вас поддерживаю - Монсеррат точно стоит включить в обязательную программу! Я когда ехала, немного опасалась найти там очередной "туристический объект" и очень рада, что ошиблась. Удивительнейшее и действительно духовное место!
tatjana_, вам спасибо за ваше внимание и приятные слова! Я рада возможности делиться полезной информацией и собственными эмоциями, вдвойне приятно, что это ещё кому-то интересно.
Мой поезд с путешествиями связан:))) Ехали из Киева домой.
Маршрут был следующий: Милан (1 день)-Лаго Маджоре (5 дней)-Венеция (2,5 дня). Прилетали в Бергамо, улетали из Тревизо.
Пока разбираю фотографии:))) Попозже сделаю отчет, но времени сейчас на большой нет совсем, поэтому для следующих путешественников склепаю по своим наброскам руководство к действию и на какие моменты обратить внимание. Ну а там может муза прийдет:)))
Есть немного фото с нашего отеля Сплендид в Бавено на Лаго Маджоре. Отель отличный. Все фото сделаны на территории отеля или с нашего балкона. Я встречала рассвет на балконе.
Juliiii, можете спокойно мешаться! Я вас всегда с удовольствием читаю!!! Вечером изучу фото из отеля. Желаю скорейшего прилёта Музы, побольше времени и желания поделиться увиденным!!! Бум ждать ))
Продолжу о Монастыре. Помимо монахов, в Монсеррат живут мальчики, обучающиеся в певческой школе Escolanía de Montserrat, считающейся старейшей в Европе. На данный момент в «Эсколании» обучается 50 мальчиков в возрасте от 9 до 14 лет. Воспитанники получают тут не только хорошее базовое образование, но и глубокие знания в области музыки. Каждый ученик обучается игре на двух музыкальных инструментах, а также специальности - хоровому пению. В школу принимаются только жители Каталонии, Валенсии и Балеарских островов.
Основную часть года Хор мальчиков поет в базилике, каждый будний день в 13 часов хор «Эсколании» исполняет два песнопения: Salve и Virolai.
Я пришла минут за 15-ть до начала, базилика уже была плотно утрамбована туристами, жаждущими приобщиться к прекрасному.
Сначала священник обратился с приветственной речью к прихожанам на разных языках (опознала испанский, английский, французский, немецкий и итальянский), потом общая молитва и запел Хор мальчиков. Хор Ангелов. Пробирает до мурашек по коже. Очень рекомендую к личному прослушиванию!
Особых планов по покорению горных маршрутов у меня нет, поэтому гуляю бессистемно )) Тут в глаза бросается указатель «Sant Joan – 15 минут». Иду в этом направлении.
Вдруг мне навстречу выходит Хозяин (или Хозяйка) горы… Я вообще-то кошек не боюсь, но тут внутри что-то ёкнуло – какой взгляд!!! Меня по-хозяйски обошли по кругу, осмотрели и отпустили ))
Указатель резко поворачивает в сторону и оптимистично сообщает «Sant Joan – 5 минут». А вот лестница оптимизма не внушает… Хотя ноги-то пятый день тренируются – что нам пять минут по лестнице! Поднимаюсь.
Через десять минут, я всё так же продолжаю подъем, любуясь видами и дыша как натруженный паровоз ))
Но дальше ступеньки резко кончились и началась лесная чаща
Думаю, если бы в этот момент навстречу мне не спускалась группа спортивного вида товарищей, то я бы полезла и дальше. Но глянув, как они буквально на пятой точке, хватаясь за выступы и корни деревьев, съезжают вниз… Моё живое воображение тут же нарисовало картину «горы, смеркалось, я лечу вниз, оправдывая деньги, потраченные на медицинскую страховку….» )) Ага, струсила, не полезла дальше )) Вдруг кто дойдёт или уже доходил, расскажите мне, пожалуйста - какой он, этот таинственный «Sant Joan»…
Возвращаюсь к станции фуникулёра. То солнышко выглянет, то туманом всё затянет….
Домой, в Барселону, решаю ехать (или лететь?) ещё одним, не опробованным ранее видом транспорта, Teleférico + электричка. Комплексный билет 11,25 евро (купила на месте, в кассе Teleférico) Жёлтые кабинки подвесной канатной дороги, которые называются Aeri de Montserrat или Teleférico довезут вас до станции Aeri de Montserrat. Отсюда пересаживаемся на электричку, линия R5, и едем до конечной остановки - Plaça Espanya.
Вид на канатную дорогу с территории монастыря
А это вид уже из кабинки самого Teleférico (не, не страшно)))
Барселона. Площадь Испании (Plaça d’Espanya). Одна из основных площадей столицы Каталонии. Расположена у подножия горы Монтжуик. Имея площадь 34 тыс. м2, она занимает второе место по размеру в Испании, уступая (из соображений политкорректности) только площади Испании в Мадриде.
В позднее Средневековье здесь находилось место публичной казни через повешение, а в 1715 году была построена крепость. Собственно площадь появилась только в 1905 году и использовалась в представительских целях. К ЕКСПО-1929 большинство зданий было снесено, в том числе и четыре больших дорических колонны, которые построили всего за десять лет до этого. Были воздвигнуты две Венецианские башни (47-метровые копии кампанилы c венецианской площади Сан-Марко), сооруженные в качестве главного входа на выставку. Сейчас они выходят на проспект Королевы Марии-Кристины (Avinguda De lLa Reina Maria Cristina), который ведет к гигантской лестнице на гору Монтжуик.
Тут же расположилась бывшая арена для корриды (ныне торговый центр)
Фонтан работы Жозепа Марии Жужол (Josep Maria Jujol)
И Национальный музей искусств Каталонии
Ближе к Музею установлен ряд эскалаторов, облегчающих подъем к нему туристов. Гуляю, наслаждаюсь…
Вечером всё это превращается в волшебный микс из воды, света и звука, называемый "Волшебные фонтаны Монжуика" (Font màgica de Montjuïc).
Немного истории. Волшебный фонтан был так же построенный ко Всемирной выставке 1929 года в футуристическом стиле по проекту местного инженера Карлоса Буигаса. Вплоть до 1992 года сооружение обходилось без реконструкции и радовало горожан и гостей столицы Каталонии разве что подсветкой. Но перед Олимпиадой-1992 фонтаны решено было сделать одним из символов города, добавив музыкальное сопровождение.
Более 3000 рабочих воплотили грандиозный проект в жизнь всего за год. К чаше от двух башен на Площади Испании тянутся каскады фонтанов с подсветкой. Поначалу обслуживанием шоу занималось порядка 20 человек: они регулировали подачу воду, следили за музыкой и светом. В дальнейшем эти процессы стали автоматизированными.
Звучат попурри из разных стилей, направлений и времен. Оперные арии миксуются с рок-музыкой, которую плавно сменяет что-то из попсы. Фонтану, похоже, больше всего нравятся ритмичные мелодии, как зажигает! ))
Холодает. Народ тоже двигается в такт музыки. Ветер-шутник щедро окатывает желающих сделать классическое фото «я и памятник» и подошедших слишком близко к фонтану ))
И красавец Музей
Под завязку дня в голове настойчиво крутятся строки стихотворения, которые казалось бы совсем не вяжутся с настоящим... Вряд ли сегодня был "обыкновенный день", но подсознание вещь странная, ему виднее... ))
День кончился. Что было в нем?
Не знаю, пролетел, как птица...
Он был обыкновенным днем,
И все-таки - не повторится. /Зинаида Гиппиус/
Полина, какая же вы молодец! СТолько всего увидели! но самое главное как вы умеете поделится увиденным с нами! Действительно, будто рядом с вами прогуливаемся по улочкам, паркам, музеям Барсы
Всю техническую информацию по организации поездки в Монастырь Монсеррат черпала тут http://www.mishanita.ru/2012/08/05/16517/ Изложено подробнейше - со ссылками, картинками и расписанием движения всевозможных транспортных средств, огромное спасибо авторам! А для информации из первых уст, сайт самого Монастыря http://www.montserratvisita.com/
Для поездки в Монсеррат я воспользовалась вариантом электричка + кремальера (Cremallera de Montserrat), зубчатая железная дорога. Комплексный билет купила в автомате на станции Plaça Espanya Барселоны. Цена 10,50 евро.
На платформе ищем линию R5 Barcelona – Manresa. Едем до станции Monistrol de Montserrat. Выходим и пересаживаемся в вагон кремальеры (расписание движения кремальеры подогнано под расписание движения электричек из Барселоны). Едем до остановки Montserrat. Всё – мы на месте!
Так выглядит вагон кремальеры
А так выглядел живописный пейзаж за окном кремальеры, во время подъема в Монастырь...
Пока я напрягала память, вспоминая, где так успела нагрешить, что на мой визит пришлась столь резкая смена погоды, которая точно не даст насладиться видами вокруг, мы поднялись к Монастырю. И, о чудо! - показалось солнышко ))
Правда, виды вокруг ограничивались густыми шапками облаков, но маємо те, що маємо ))
История самого монастыря Монсеррат (Monasterio de Montserrat) началась в Средневековье. Официально датой его основания считается 1025 год, а основателем - аббат Олива. Скит Девы Марии, ставший основой нового монастыря, стал самым важным из всех религиозных центров на горе Монсеррат благодаря хранившемуся в нем чудотворному образу Чёрной Девы Монсерратской, по легенде обнаруженному в горной пещере еще в 880 году.
Как гласит легенда, мальчики-пастухи наблюдали в горах яркий свет, сопровождаемый божественной мелодией. Услышав об этом чуде, сам епископ решил отправиться в Монсеррат. Тогда-то и была обнаружена пещера с образом Девы Марии. Епископ предложил перенести чудотворную статую в Манресу, но едва ее попытались сдвинуть с места, как она настолько отяжелела, что поднять ее стало совершенно невозможно. Епископ истолковал это как желание Богоматери остаться на прежнем месте и приказал построить часовню Девы Марии, ставшую началом нынешнего монастыря.
Но эта легендарная статуя через некоторое время исчезла - также таинственно, как и появилась. Нынешняя деревянная романская статуя Черной Девы, выставленная в Базилике, датируется концом XII века. С 1947 года статуя Черной Девы находится в небольшом верхнем помещении монастырской базилики. Здесь каждый желающий может поклониться святой, прикоснувшись к ее правой руке и попросить о самом-самом сокровенном.
В настоящее время в монастыре Монсеррат живет около 80 монахов-бенедиктинцев. Жизнь монахов подчинена Уставу святого Бенедикта, девизом которого является фраза «Молись и трудись».
Но я заболталась )) Итак, выйдя из кремальеры мы попадаем на Площадь Креста (Plaça de la Creu), расположенной снаружи стен аббатства, и названой так в честь креста, который установлен в ее левой части, автор Жузепа Марии Субиракса (Josep M. Subirachs). На кресте выгравировано, на разных языках, значение имени архангела Михаила «Кто как Бог?» (в значении «никто не равен Богу»).
Дальше расположилась Площадь Аббата Оливы (Plaça Abat Oliba). Главной достопримечательностью площади является расположенный несколько в глубине памятник основателю монастыря Монсеррат - аббату Оливе, работы каталонского скульптора Мануэля Кузакса (Manuel Cusachs).
Через портал, расположенный напротив памятника аббату, поднимаемся вверх. Эта дорога носит название «Подъем Богоматери» (Pujada de Nostra Senyora)
В нише левой стены можно заметить скульптуру святого Георгия, выполненную Жузепом Субираксом в 1986 году. Субиракс изобразил покровителя Каталонии в образе рыцаря со щитом и мечом. Путеводители утверждают, что рыцарь смотрит на вас, с какого бы угла вы к нему ни подошли. Хотя мне показалось, что смотрит рыцарь скорее внутрь себя…
Выходим на главную площадью монастыря - Площадь Девы Марии (Plaça Santa Maria), которая была спроектирована в 1929 году Жузепом Пуч-и-Кадафалком (Josep Puig i Cadafalch).
Серия скульптур в нишах арочной галереи, ограждающей площадь Девы Марии с правой стороны, посвящена святым – основателям различных религиозных институтов, которые на протяжении истории были связаны с Монсеррат.
Практика в картинках ))
Через арки вестибюля попадаем во внутренний двор базилики, именуемый также клуатром Аббата Аржерика (claustre de l'abat Argerich). Он представляет собой открытое пространство без крыши. С трех сторон двор окружен арочной галереей со скульптурами и узорами в технике сграффито, а с четвертой стороны его замыкает фасад базилики.
Устилающая внутренний двор мостовая из белого и черного мрамора была создана в 1952 году художником Бенито Мартинеса по образцу спроектированной Микеланджело площади Капитолия в Риме. Центральную часть мостовой украшают изображения морских животных, обведенные круговой латинской надписью на тему крещения.
Путеводители настойчиво рекомендуют встать с закрытыми глазами и воздетыми к небу руками в этот «круг силы», поскольку сюда нисходит положительная энергия. Ага, становилась, возводила )) Но, честно говоря, вся территория Монастыря – это один большой круг силы. Тут просто потрясающая энергетика! То самое «намоленное место», где точно понимаешь, что энергия материальна и её, кажется, можно не только прочувствовать, но и потрогать руками…
Вспомнилась народная мудрость «Кто рано встаёт…» )) Очередей, которыми пугали путеводители, я не наблюдаю. Одинокие паломники. Пусто. Тихо. Спокойно. Иду медленно, рассматриваю, фотографированием никого не задерживаю и не раздражаю.
Монсерратская Мадонна. За тёмный цвет лика прозвана «Чернушкой» или «Смуглянкой» (La Moreneta). Эта деревянная романская скульптура изображает Богоматерь с младенцем Иисусом, сидящим у нее на коленях. В правой руке Мадонна держит сферу, которая символизирует верховную власть над Вселенной, а жестом левой руки по-матерински защищает младенца Иисуса.
Дошла. Задумалась. Одно дело, туристические аттракционы, где «потри – загадай - сбудется», другое дело, места в которых понимаешь – а ведь услышат и исполнят… О чём просить? Жива, здорова, семья, крестники, друзья – всё в наличии, тут впору благодарить… Но, видимо, не зря я попала в Монастырь, когда для каждого украинца (пардон, «бандеровца»), вопрос мира и благополучия собственной страны стал одним из самых главных в жизни… Загадываю. Верю, нет, просто знаю – всё у нас будет хорошо! Место тут такое… Где тебя точно слышат…
И вид на Базилику от престола Богоматери
Выходим. По правую руку видим круглое помещение, именуемое заалтарной капеллой (El Cambril). Она создавалась в 1876–1887 гг. под руководством архитектора Франсеска де Паула дель Вильяр-и-Лосано (Francesc de Paula del Villar i Lozano), которому помогал юный Антони Гауди - именно Гауди разработал основную часть декоративных элементов. Эклектичный стиль капеллы считается предтечей каталонского модернизма.
Дальше оказываемся в пространстве, который называют Путь Аве Марии (Camí de l'Ave Maria). Это наружное пространство базилики, ограниченное с одной стороны стеной храма, а с другой — скальной породой.
И ещё один взгляд на Базилику, уже от выхода
Выхожу за пределы стен аббатства и гуляю по территории Монастыря
Длинный проспект (Passeig de l´Escolania) выводит к Mirador dels Apòstols (Смотровая площадка Апостолов). Кстати, проспект ещё знаменит своим традиционным рынком, на котором производители из окрестных деревень продают сыр, мёд, хлебцы с инжиром, вино, копчености и прочие вкусности. Продавцы, мгновенно вычисляя национальность турЫста, переходят на его язык, всё дают пробовать и активно зазывают что-нибудь купить )) Подтверждаю - мёд вкуснейший (купила домой), а творожная запеканка, при всей моей нелюбви к козье-овечьим молочным продуктам, была слопана в рекордные сроки (даже до фотосессии не дожила)))
Виды со смотровой площадки
Немного технической информации. На горе Монсеррат работают два фуникулера: Funicular de Sant Joan и Funicular de Santa Cova. Фуникулёр Santa Cova поможет вам добраться к Святой Пещере (часть пути всё равно придется идти пешком), где была в своё время обнаружена чудотворная статуя Черной Девы Монсерратской. Цена: в одну сторону 2,20 евро; туда-обратно 3,50 евро.
Фуникулер Sant Joan соединяет центральную часть монастыря Монсеррат со скитом Святого Иоанна. Фуникулер двигается практически вдоль отвесной скалы, его трасса обладает самым крутым уклоном из всех фуникулеров Испании (максимальный градиент составляет 65%). Цена: в одну сторону 5,85 евро; туда-обратно 9,00 евро. Можно купить комбинированный билет на два фуникулера за 10 евро (что я и сделала).
Вот так впечатляющее выглядит фуникулер Sant Joan от нижней станции на территории монастыря
Первую половину дорога идет довольно резко под уклон. Тропа несложная, ровная, широкая и огороженная. Эта дорога строилась в 1691–1704 гг. Строительство было сопряжено с невероятными финансовыми затратами и трудностями, связанными с большим перепадом высот, поэтому в народе эту дорогу ещё называют «серебряной»
Путь молитв, или Путь Розария. Розарием называют молитву, во время которой верующие размышляют о таинствах, соответствующих определённым евангельским событиям. Выделяют три вида таинств: радостные, славные и скорбные. Что касается монсерратского Розария, то он представляет собой ряд религиозных скульптур, расположенных вдоль пути, ведущего от монастыря Монсеррат к Часовне Святой Пещеры.
Первое радостное таинство - Благовещение Пресвятой Богородицы
Второе радостное таинство - Встреча Марии и Елизаветы
Третье радостное таинство - Рождение Иисуса Христа
Элемент обрешётки
Четвертое радостное таинство - Сретение Господне
Пятое, и последнее, радостное таинство - Обретение Отрока Иисуса в Иерусалимском храме
Виды на долину
Второе скорбное таинство - Бичевание Иисуса Христа
Третье скорбное таинство - Увенчание терниями
Четвертое скорбное таинство - Крестный путь Христа
Элемент обрешетки
Отсюда уже хорошо видна следующая композиция Пути молитв - огромное распятие на краю скалы. Это пятое, и последнее, скорбное таинство - Распятие Христово
Вид на монастырский комплекс
Проект композиции первоначально разработал Антони Гауди, однако во время работы над произведением возникли финансовые трудности, а также разногласия с аббатом по поводу того, где должна разместиться фигура воскресшего Христа. Из-за всех этих неурядиц Гауди отстранился от участия в проекте, и работы заканчивали без него. Уже в наше время, после проведения реставрационных работ, которые включали перемещение фигуры воскресшего Христа в соответствии с проектом Гауди; восстановление смотровой площадки и скамьи – композиция обрела, задуманное Гауди значение.
Второе славное таинство - Вознесение Христа
Третье славное таинство - Сошествие Святого Духа на Апостолов
Четвертое славное таинство - Успение Пресвятой Богородицы
Пятое, и последнее, славное таинство - Увенчание Девы Марии небесной славой
И вид на долину
В отличие от Черной Мадонны в Базилике, здесь статую не держат под стеклом. Вы можете беспрепятственно прикоснуться к ней и помолиться.
В алтарной части часовни также можно увидеть довольно необычную, практически подвешенную в воздухе, бронзовую скульптуру распятого Христа
Небольшой внутренний дворик с колодцем в центре и подглядывающими за тобой, через отверстие в крыше, огромными валунами
Здесь легко и безмятежно. Спокойно и радостно. Здесь есть только ты один, сидящий в Часовенке на краю Земли и говорящий с Ним. Поразительное место!
Возвращаюсь тем же путём до станции фуникулера, который за 3 минуты доставляет меня в Монастырь.
Продолжение дня следует...
У Вас тонкий художественный вкус. Очень приятно бывать с Вами в музеях.
Я не сомневалась, что Вы поедите на Монсеррат. Все гадала, когда, в какой день это случится.
А сегодня, прихожу на работу, открываю рассказ, а тут такая красота!!!! Дождалась!
Отдельное спасибо за ссылки!
Обязательно ими воспользуемся, т.к. поездка на Монсеррат входит в нашу обязательную программу!
ilya67, спасибо за ваше внимание к моему повествованию! Готова продолжать делать мир добрее и браться за руки ))
IrinaVeret, спасибо за ваши тёплые слова! Рада, что смогла добавить что-то от себя к многоликому туристическому портрету Барселоны. Творить надеюсь продолжить ))
Lillu, очень вас поддерживаю - Монсеррат точно стоит включить в обязательную программу! Я когда ехала, немного опасалась найти там очередной "туристический объект" и очень рада, что ошиблась. Удивительнейшее и действительно духовное место!
tatjana_, вам спасибо за ваше внимание и приятные слова! Я рада возможности делиться полезной информацией и собственными эмоциями, вдвойне приятно, что это ещё кому-то интересно.
Надеюсь завтра рабочее утро начнется с очередной порции позитива и новых фото Барсы.
Маршрут был следующий: Милан (1 день)-Лаго Маджоре (5 дней)-Венеция (2,5 дня). Прилетали в Бергамо, улетали из Тревизо.
Пока разбираю фотографии:))) Попозже сделаю отчет, но времени сейчас на большой нет совсем, поэтому для следующих путешественников склепаю по своим наброскам руководство к действию и на какие моменты обратить внимание. Ну а там может муза прийдет:)))
https://www.turpravda.ru/it/madzhore/Splendid-h23116-r99333.html#
Полина, сорри, больше не буду мешаться со своей темой.
Основную часть года Хор мальчиков поет в базилике, каждый будний день в 13 часов хор «Эсколании» исполняет два песнопения: Salve и Virolai.
Я пришла минут за 15-ть до начала, базилика уже была плотно утрамбована туристами, жаждущими приобщиться к прекрасному.
Сначала священник обратился с приветственной речью к прихожанам на разных языках (опознала испанский, английский, французский, немецкий и итальянский), потом общая молитва и запел Хор мальчиков. Хор Ангелов. Пробирает до мурашек по коже. Очень рекомендую к личному прослушиванию!
Гуляю по территории
Фуникулер Sant Joan. Поднимаюсь.
Попытка панорамы
Вдруг мне навстречу выходит Хозяин (или Хозяйка) горы… Я вообще-то кошек не боюсь, но тут внутри что-то ёкнуло – какой взгляд!!! Меня по-хозяйски обошли по кругу, осмотрели и отпустили ))
Указатель резко поворачивает в сторону и оптимистично сообщает «Sant Joan – 5 минут». А вот лестница оптимизма не внушает… Хотя ноги-то пятый день тренируются – что нам пять минут по лестнице! Поднимаюсь.
Через десять минут, я всё так же продолжаю подъем, любуясь видами и дыша как натруженный паровоз ))
Но дальше ступеньки резко кончились и началась лесная чаща
Думаю, если бы в этот момент навстречу мне не спускалась группа спортивного вида товарищей, то я бы полезла и дальше. Но глянув, как они буквально на пятой точке, хватаясь за выступы и корни деревьев, съезжают вниз… Моё живое воображение тут же нарисовало картину «горы, смеркалось, я лечу вниз, оправдывая деньги, потраченные на медицинскую страховку….» )) Ага, струсила, не полезла дальше )) Вдруг кто дойдёт или уже доходил, расскажите мне, пожалуйста - какой он, этот таинственный «Sant Joan»…
Домой, в Барселону, решаю ехать (или лететь?) ещё одним, не опробованным ранее видом транспорта, Teleférico + электричка. Комплексный билет 11,25 евро (купила на месте, в кассе Teleférico) Жёлтые кабинки подвесной канатной дороги, которые называются Aeri de Montserrat или Teleférico довезут вас до станции Aeri de Montserrat. Отсюда пересаживаемся на электричку, линия R5, и едем до конечной остановки - Plaça Espanya.
Вид на канатную дорогу с территории монастыря
А это вид уже из кабинки самого Teleférico (не, не страшно)))
В позднее Средневековье здесь находилось место публичной казни через повешение, а в 1715 году была построена крепость. Собственно площадь появилась только в 1905 году и использовалась в представительских целях. К ЕКСПО-1929 большинство зданий было снесено, в том числе и четыре больших дорических колонны, которые построили всего за десять лет до этого. Были воздвигнуты две Венецианские башни (47-метровые копии кампанилы c венецианской площади Сан-Марко), сооруженные в качестве главного входа на выставку. Сейчас они выходят на проспект Королевы Марии-Кристины (Avinguda De lLa Reina Maria Cristina), который ведет к гигантской лестнице на гору Монтжуик.
Тут же расположилась бывшая арена для корриды (ныне торговый центр)
Фонтан работы Жозепа Марии Жужол (Josep Maria Jujol)
И Национальный музей искусств Каталонии
Ближе к Музею установлен ряд эскалаторов, облегчающих подъем к нему туристов. Гуляю, наслаждаюсь…
Немного истории. Волшебный фонтан был так же построенный ко Всемирной выставке 1929 года в футуристическом стиле по проекту местного инженера Карлоса Буигаса. Вплоть до 1992 года сооружение обходилось без реконструкции и радовало горожан и гостей столицы Каталонии разве что подсветкой. Но перед Олимпиадой-1992 фонтаны решено было сделать одним из символов города, добавив музыкальное сопровождение.
Более 3000 рабочих воплотили грандиозный проект в жизнь всего за год. К чаше от двух башен на Площади Испании тянутся каскады фонтанов с подсветкой. Поначалу обслуживанием шоу занималось порядка 20 человек: они регулировали подачу воду, следили за музыкой и светом. В дальнейшем эти процессы стали автоматизированными.
В «не сезон» фонтан работает по пятницам и субботам, шоу — в 19:00, 19:30, 20:00, 20:30 и 21:00. Ссылка на остальное расписание http://www.bcn.cat/parcsijardins/fonts/SP/magica.html
До начала шоу
Первое действие… Людей много. Лучшие точки для съемки и для «посмотреть» плотно оккупированы братьями-туристами. Втискиваюсь.
И красавец Музей
Под завязку дня в голове настойчиво крутятся строки стихотворения, которые казалось бы совсем не вяжутся с настоящим... Вряд ли сегодня был "обыкновенный день", но подсознание вещь странная, ему виднее... ))
День кончился. Что было в нем?
Не знаю, пролетел, как птица...
Он был обыкновенным днем,
И все-таки - не повторится.
/Зинаида Гиппиус/